У Марата Алиевича Ассановича есть книга "Методологические подходы к научному измерению в клинической психодиагностике". Возможно, есть и другие книги, которые могут посоревноваться за звание отличных источников знаний по психометрике. В любом случае, для начала почитаем эту.
ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ИЗМЕРЕНИЯ
Величины, их свойства и измерение
Конкатенация и аддитивность
Правило эквивалентности, единицы измерения, научно-практическая необходимость
Объективность измерения, абстрактная аддитивная шкала
ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧНОГО ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Определение и цель измерения в психологии
Особенности измерения психологических конструктов
Различия в измерении физических величин и психологических конструктов
Исторические аспекты измерения длины
Исторические аспекты измерения температуры
Возможности и условия научного измерения в психологии
ПОСТРОЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ШКАЛИРОВАНИИ
Определение шкалирования
Роль чисел в психологическом измерении
Принципы и правила шкалирования
Математические модели шкалирования
Психометрические функции и характеристические кривые
Измерительные шкалы в психометрике
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Психофизические стимульно-центрированные методы
Психометрические стимульно-центрированные подходы Лайкерта и Тёрстоуна
Ответ-центрированные методы шкалирования
Субъект-центрированные методы шкалирования
Вероятностные подходы к шкалированию
КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТЕСТОВ
Базовые положения классической теории тестов
Надежность и ошибка измерения в классической теории тестов
Статистика параметров диагностических пунктов в классической теории тестов
Ограничения и недостатки классической теории тестов как метрической модели
ШКАЛЫ В ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ
Статистические методы в конструировании психометрических шкал
Способы отбора диагностических пунктов в клинической психодиагностике
Психометрические шкалы в психодиагностике
Нормативные и ненормативные шкалы
Шкала Гуттмана как прототип измерительной шкалы Раша
Дистрибутивные и недистрибутивные шкалы
Ценность психометрической шкалы
Значение параметров диагностических пунктов
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Проблемы измерения в психодиагностике
Критика определения Стивенса
Искажения в понимании принципов измерения в психодиагностике
Тестовые баллы — не единицы измерения
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основание «числовой» психологии Г. Фехнером
Числовой императив и «практицизм» Ч. Спирмена
Вклад Дж. Кеттелла и Э. Торндайка
Слияние тестирования и измерения
Теория измерения С. Стивенса
«Методологическое расстройство мышления» в психологии
ИЗМЕРЕНИЕ ЛАТЕНТНЫХ КОНСТРУКТОВ В МЕДИЦИНЕ. КЛИНИМЕТРИКА
Понятие о клиниметрике
Клиниметрические индексы
Роль статистики и психометрики в клиниметрике (по А. Фейнштейну)
Современные модели измерения в клиниметрике и их проблемы
Клиниметрика и психометрика
Попытки решения проблем измерения в медицине
СТАНОВЛЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОМЕТРИКИ
Понятие о клинической психометрике
Исторические этапы развития клинической психометрики
Фрэнсис Гальюн и появление психометрики
Становление клинической психометрики — И. Кант, В. Вундт
Вклад Э. Крепелина в развитие клинической психометрики
Двухфакторная модель Ч. Спирмена
Американский многофакторный анализ — подход Л. Тёрстоуна
Концепция достаточности Р. Фишера
Личностные опросники в клинической психометрике — Г. Айзенк
Метод главных компонент — Г. Хотеллинг
Симптоматические рейтинговые шкалы и клиническая валидизация — П. Пичо
Метрическая модель Г. Раша
Прикладная реализация модели Раша — Б. Райт
Клиническая психометрика и психиатрия
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗМЕРЕНИЮ — IRT-МОДЕЛИ. СРАВНЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТЕСТОВ
Исторические предпосылки
Исторические ветви развития IRT
Общая характеристика IRT
Измерительные парадигмы в IRT
Сравнительный анализ современной и классической теории тестов
Требования к психометрической методике
Правила измерения классической и современной теории тестов
Анализ ключевых отличий
ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ТЕСТОВ
Сходство IRT-подхода с клинической диагностикой
Допущения IRT-моделей
Параметры IRT-моделей
Характеристическая кривая
Нормальная оживальная модель IRT
Логистическая модель IRT
ВИДЫ IRT-МОДЕЛЕЙ
Двухпараметрическая модель
Трехпараметрическая модель
Однопараметрическая модель
Модель Раша
Политомические ШТ-модели
ОЦЕНИВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ В IRT-МОДЕЛЯХ
Принципы оценивания мер конструкта
Принципы оценивания параметров пунктов
Процедура Ньютона — Рафсона в IRT-оценивании
Ошибка измерения в IRT-моделях
Информационная функция
Оценка качества модели в IRT-подходе
Характеристика шкал, созданных на основе IRT-моделей
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИНВАРИАНТНОСТИ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТЕСТОВ И МОДЕЛИ РАША
Сущность инвариантности
Дизайн исследования
Характеристика выборок испытуемых
Сравнительный анализ инвариантности показателей трудности пунктов в рамках КТТ и модели Раша
Сравнительный анализ инвариантности показателей дискриминативности и конструктной валидности пунктов
Сравнительный анализ инвариантности шкальных оценок в рамках КТТ и модели Раша
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Подходы к измерению в психодиагностике по М.А. Ассановичу
Модератор: luchnivik
Вернуться в «Психометрический чемоданчик»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик